Ви дізнаєтесь:
1. Чи правомірно скорочено строк дії мораторію.
2. За які періоди зможуть перевірити.
3. Як убезпечити себе від майбутніх перевірок.
Постановление Кабинета министров №89, это постановление, напомню, как бы вносит изменения в Налоговый кодекс Украины, потому что оно фактически сокращает те сроки, которые указаны непосредственно в пункте 52.2 НКУ. На слайде видите сейчас пункт 2.1 НКУ, который точно, однозначно, без прочих и иных условий, говорит о следующем: «зміна положень податкового кодексу може здійснюватися виключно шляхом внесення змін до Податкового кодексу». Что это значит? Каким образом мы с вам стабильно получаем порции новой информации, путем обновления Налогового Кодекса? Нас засыпает законодатель обновлениями чуть ли не каждый месяц. Каким образом изменения бесконечно вносятся в Налоговый кодекс? Законом Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс, или там на законодательные акты, которые касаются налогообложения. То есть, изменения в Налоговый Кодекс могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в данный кодекс. Других вариантов просто нет. Соответственно Кабинет министров, несмотря на то, что на сегодняшний день постановление не отменено, не признано незаконным и т.д. Кабинет министров вышел за рамки полномочий. Соответственно постановление Кабинета Министров не может вносить изменения в Налоговый Кодекс. Поэтому, если вы сейчас сталкиваетесь с проблемой в связи с которой к вам приходит налоговая и ссылается не на налоговый кодекс, а ссылается на постановление Кабинет министров №89 и пытается закончить проверку, которая была начата до 18 марта 2020 года, вы имеете законное основание не дать эту проверку сейчас закончить. Она закончится когда-нибудь, но это когда-нибудь настанет в последний день месяца, в котором закончиться карантин (любой, жесткий карантин или адаптационный карантин, любой, то есть когда карантин вообще закончиться). А это скорее всего будет нескоро. Так вот все это время вы, согласно Налоговому Кодексу, будете стоять на паузе, кроме случая, если законодатель все таки внесет изменения в эту самую статью 52.2. И если эти изменения будут, без проблем, тогда мы с вами будем говорить немножко о другом.
Сейчас же мы с вами говорим о том, что проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года, должны стоять на паузе, пока не будут внесены изменения, либо пока не кончиться карантин. Я вам показываю нормативную базу, которая точно нас защищает от каких-то домыслов налоговой (а вот мы так считаем, а вот у нас есть документ). Поэтому на постановление Кабмина, на которое ссылается налоговая, попросите налоговика ссылаться на Налоговый кодекс. Либо сами сошлитесь на Налоговый кодекс, покажите пункт 52.2 и скажите что вот видите мы читаем Налоговый кодекс, там речь идет о том, что пока не закончиться карантин, проверка закончена быть не может. Вот такая ситуация.
Если мы говорим о проверках, которые должны были начаться после 18 марта 2020 года. Это очень интересно. Соответственно я покажу две большие цитаты по пункту 52.2 это абзац 8 и 9 этого пункта. Обратите внимание как они, по моему мнению, отлично выписаны. То есть искренне говорю, что те кто писал пункт 52.2 к этому подходили практично, юридически грамотно и правильно. То есть я не вижу здесь каких-то подводных камней, написано все в принципе четко. Так вот абзац 8 данного пункта «інформація про перенесення документальних планових перевірок, які відповідно до плану проведення планових перевірок, мали розпочатися у період з 18 березня та по останній день місяця, в якому закінчується карантин, та не були розпочаті», это вторая категория, про которую я вам говорил. То есть которые должны были начать после 18 марта, но так и небыли начаты. Что с ними происходит? Ответ четко указан. «…не були розпочаті, включаються до оновленого плану-графіку, який оприлюднюється на сайті ДПС протягом 10 календарних днів з дня завершення дії карантину». Соответственно, если ваша компания стояла в плане-графике после 18 марта и так и не была проверена, эти проверки стоят на паузе, но они обязательно будут проведены, как только закончиться карантин. В последнем дне месяца, в котором закончится карантин, налоговая будет иметь законное основание на основании абзаца 8, который сейчас на слайде, внести изменения, то есть обновить таким образом план-график и просто подтянуть те самые проверки, просто включив их в какой-то из месяцев проверок уже на соответствующий текущий год. Вот такая ситуация. То есть с этим вопросом также вопрос решен чисто самим Налоговым кодексом.
Обратите внимание на следующий слайд. Это абзац 9 того же самого пункта 52.2, в котором указано: «документальні та фактичні перевірки, що були розпочаті до 18 березня» обратите внимание, опять мы возвращаемся вот сюда. Что же происходит с ними? Если проверки были начаты до 18 марта и небыли закончены. То есть это опять-таки, то что пытается налоговая урегулировать постановлением Кабмина №89. А налоговый кодекс говорит следующее: «Документальні та фактичні перевірки, що були розпочаті до 18 березня та не були завершені, тимчасово зупиняються на період по останній календарний день місяця, в якому завершується дія карантину. Таке зупинення перериває терміни проведення перевірок та не потребує прийняття будь-яких окремих рішень». То есть эти проверки стоят на паузе и без отдельных решений будут возобновлены, то есть продолжены или так сказать закончены, эти проверки будут после того когда закончиться карантин. Заканчивается карантин, в какой-то день. Заканчивается месяц, в котором заканчивается карантин. После этого налоговая просто возобновляет проверку и без проблем проверяет. То есть никакой несправедливости, с точки зрения отношения налогоплательщика и налоговой службы абсолютно нет. Все кого хотели проверить в 2020 году, будут проверены. Все кого хотят проверить в 2021 году, они также будут проверены. Правда сейчас все еще продолжается карантин, а следовательно продолжается мораторий. Соответственно если мы говорим о проверках тех предприятий, которые включены в текущем 2021 году и которые должны, по идее, быть проверены по периоду прошлому, это 2020, 2019 и 2018 годы. Эти проверки также будут проведены, но у будущем. То есть чтобы вы четко понимали что должно происходить, проверки 2021 года я сейчас отношу в отдельную касту, потому что их, несмотря на то, что приняли, они сразу же, автоматически, попали под мораторий. Они находятся в этом моратории и будут там находиться пока не закончиться карантин. Вот такая ситуация. Соответственно если вы находитесь в плане-графике на 2021 год, условно вы стоите в плане-графике на октябрь 2021 года. Какую ценную информацию я могу вам дать? Это то, что если не закончиться карантин, в 2021 году вас так и не проверят. Раз. Второе, период проверки у вас уже зафиксирован. То есть в 2021 году у вас могут проверить за 2020, за 2019 и 2018 годы. То есть вот это ваша боль, вот этот период будет охвачен проверкой. Но он зафиксирован. То есть если, представим себе, до конца 2021 года Украина не выйдет из карантина, то соответственно вы просто будете знать, что у вас когда-нибудь, в будущем, проверят по вот этому периоду, доесть охватят проверкой 2018-2020 годы и это будет когда-то в будущем, когда закончится карантин и, следовательно, мораторий. Все. Вот это вся информация которая вас волнует на 2021 год. Не хочу давать какие-то там неправильные советы, но опять же вы должны понимать, что если вы сейчас находитесь под мораторием, если вы увидели уже себя в плане проверок, знаете что к вам не придут, но в то же время вы переживаете что вы успешно не пройдете проверку, зная что вы находитесь в карантине, вы можете, например на 2022 год, перевести бизнес уже на другие компании. Ну а компанию, которая попала в план проверок, она может уже пойти на тормозах и уходить, так скажем, в сторону пенсии потихоньку. А вы будете уже там с 2022 года, уже отдельно полностью работать на одной, двух, трех компаниях, автономных. Соответственно эти компании будут новые, у них еще не будет истории, соответственно в план проверок они попадут, ну не сразу по крайней мере, уж точно не в 2022 году.
***