Ви дізнаєтесь:
1. На якій підставі поновлено перевірки.
2. Кого можуть перевірити.
3. Які види перевірок поновлено.
Постановлением от 03.02.2021 г. №89 «О сокращении действия ограничений в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» Кабмин как бы сократил сроки, наложенные мораторием, которые были установлены еще в 2020 году. Почему я говорю «как бы сократил», потому что есть масса вопросов. Название понятно, давайте перейдем к тексту (обратите внимание на слайд в видео).
Сперва напомню, что мы говорим о постановлении Кабмина. Кабинет министров – это орган исполнительной власти, то есть назначений проверок, форматы проверок, виды проверок, порядки их проведения устанавливаются исключительно законами Украины и соответственно эти законы принимаются исключительно ВРУ.
Сейчас мы видим документ, который вмешиваться в эту процедуру, и Кабмин берет на себя, как бы, часть функций и вносит изменения в пункт 52-2 подраздела 10 раздела ХХ НКУ. Это переходные положения Налогового кодекса. Напомню, что этот пункт появился в НКУ как раз из-за пандемии, это один из пунктов, которые вносились целым рядом законов, которые принимались как антикоронавирусные. Соответственно в этом пункте были установлены ограничения. Если вы сейчас откроете этот пункт, то вы увидите что он находиться в таком же виде, в котором и находился, например, в 2020 году. Тем не менее, мы сейчас говорим о каком-то постановлении КМУ, которок как будто вносит изменения в этот документ.
Сразу скажу, что это незаконно. Кабинет Министров не имеет законных полномочий вносить изменения в Налоговый кодекс и в другие законы Украины. Но судя по тому, что происходит сейчас с проверками, Кабинет министров, а особенно налоговую, это не особо волнует. Они получили какой-то документ, которым они могут прикрыться и возобновили проверки, которые были приостановлены.
И второй момент, на который хочу обратить ваше внимание: даже это постановление касается исключительно юридических лиц. Обратите внимание, что сразу же выводит из под сферы этого постановления Кабинета министров всех физических лиц – предпринимателей. То есть в любом случае мы можем защищать от проверок ФЛП, которых достаточно много будет проверено в этом году. Это касается, понятное дело, «общесистемщиков», мы говорим о плановых комплексных проверках. Так вот в этой части данное постановление Кабмина, хоть оно и условно незаконное, не касается физических лиц – предпринимателей, это очень важный момент. Потому что эти вопросы достаточно часто задают.
Тем не мене, что Кабинет Министров вычленил или хотел вычленить из пункта 52-2? Посмотрите на следующий слайд. Сразу же первым пунктом (это заработало реально) –«зупинення документальних та фактичних перевірок, що були розпочаті до 18 березня 2020 р. та не були завершеними», то есть возобновление всех проверок, которые были приостановлены именно по причине карантина. А произошло это с 18 марта 2020 года. Я напомню, что карантин продлен, карантин до сих пор продлен и мораторий на проверки, который был установлен с 18 марта, он касается не всех проверок, которые может проводить Государственная налоговая служба.
Тем не менее, кроме исключений, установленных отдельно, базовую часть проверок, которую нам в основном приносят массу проблем, налоговая служба проводить не имеет права, если мы читаем пункт 52-2. Тем не менее, в постановлении КМУ указано, что все проверки, которые были начаты до 18 марта и были приостановлены, они должны быть возобновлены и закончиться. Таким образом, налоговая служба активно, поверьте, достаточно активно продолжила эти самые проверки. Начиная с 9 февраля массово начались обзвоны клиентов, просто дружественных компаний, которые знаем, те, по которым были начаты проверки до 18 марта и соответственно налоговая заявила, что она на законных основаниях будет продолжать эту проверку.
Поэтому, если вы компания, которая находилась на «тормозах», то есть с 18 марта просто ваши проверки были приостановлены, имейте введу, что в самое ближайшее время налоговая прейдет к вам на проверку, ну или по крайней мере проинформирует вас, что она возобновила эту самую проверку и соответственно запросит у вас документы, пояснения или совершит другие действия, на которых вы остановились 18 марта 2020 года.
Опять же со ссылкой на это Постановление №89, обращаю ваше внимание на следующее: «документальних позапланових перевірок з підстав, визначених пп. 78.1.1. та/або 78.1.4 ПКУ». Это как раз любимое основание нашей налоговой службы, это основание для внеплановой проверки по запросам.
Когда на наши компании приходят запросы налоговой, зачастую незаконные, требуется от нас пояснения, документы. Мы либо даем, либо даем частично, либо налоговая считает, что мы дали их в неполном объеме и это является самостоятельным основанием для внеплановых проверок согласно пп. 78.1.1 и 78.1.4 НКУ. Соответственно налоговая таким образом через Кабмин пытается или уже можно сказать вывела, по мнению налоговой, постановление этого достаточно законно и его достаточно для того, что бы эти проверки продолжались.
Опять же обратите внимание: если вы этот пункт, надеюсь, почитаете полностью, там написано не просто вот так как я указал, там указано через запятую особые условия, … по делам, по которым временная комиссия Верховной рады установила определенные случаи уклонения от оплаты налогов, то есть эти пункты и данный вот этот пункт постановления КМУ №89, касается не всех случаев, по которым основанием для внеплановой проверки будет пп. 78.1.1 или 78.1.4 НКУ.
То есть, чтоб у вас не сложилось такое фатальное понимание этого, что все, кто получил запрос, получат обязательно проверку по причине того, что мы уже фактически вышли из моратория.
И третий момент, обратите внимание на следующий слайд – это проверки, которые касаются экспортно-импортных операций, касательно получения валютной выручки и своевременности поставки товара, а так же контролируемые операции, это пп. 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15 и 78.1.16 НКУ, все у вас на слайде.
***