Ви дізнаєтесь:
1. Чи обов'язково підписувати акт перевірки.
2. Як правильно надати заперечення.
3. Якими є наслідки надання додаткових документів.
Клиенты часто задают вопрос: нам вручили акт, а мы с ним не согласны. В нем написана полная чушь, но грозят огромные штрафы. Мы не согласны ни с одним нарушением, которое описано в этом акте. Что делать? Отказываться от этого акта? Или писать акт, что мы не берем его? Не ставить свои подписи?
С начало скажу по закону. Согласно п. 86.1 НКУ: «У разі незгоди з висновками акта платник зобов’язаний підписати такий акт перевірки із запереченнями, які він має право надати разом з підписаним примірником акта або окремо у строки, передбачені ПКУ».
Получить акт – это очень важный момент. Я вам крайне советую, если у вас есть возможность получить акт, никогда не отказывайтесь от его получения, потому что потом получать акт – это будет отдельная процедура.
Акт – это просто протокол того, что видел инспектор, того, что он там понаписывал, как увидел наше нарушение, на что он ссылался, когда увидел, что эти нарушения являются нарушениями. И, соответственно, этот акт нам и будет почвой для роботы. Мы от туда увидим, что увидел ревизор, как он описал, насколько он качественный или некачественный, насколько большая вероятность получения позитивного решения в суде. Это очень важный момент! Поэтому акт всегда берите, подписывайте. Только в акте есть две подписи – это получить акт и расписаться как сторона, что вы, субъект хозяйствования, должны расписаться в этом акте, что вы ознакомились с этим актом. Поэтому получить вы расписываетесь, а там, где вы как сторона, ставите подпись и пишите «с возражениями»/«возражаю», то есть ставите подпись, но пишите что с возражениями. Либо сразу эти возражения пишите тезисно, либо прикладываете их написанные на двух – трех страницах, отдельно будут направлены в налоговую службу.
Все, у вас на руках акт, вы с ним не согласны, вы это зафиксировали и вы можете уехать и спокойно, более менее, написать эти все возражения/замечания к порядку проведения проверки, к результатам и т.д., подготовить достаточно хорошие возражения.
Далее обратите внимание на пункт 86.7 НКУ: «У разі незгоди з висновками перевірки чи фактами і даними, викладеними в акті перевірки, він має право подати свої заперечення та додаткові документи і пояснення до контролюючого органу, який проводив перевірку, протягом 10-ти робочих днів з дня, наступного за днем отримання акта. Такі заперечення, додаткові документи і пояснення є невід’ємною частиною матеріалів перевірки».
Что это вам должно сказать? То, что в течении 10 рабочих дней с даты, когда вы получили акт проверки официально, налоговая не примет никакого уведомления-решения. То есть вы должны понимать, что где-то две недели у вас есть, это здорово. За эти две недели вы должны понять, что происходит, ведь акт уже у вас, вы можете уже иметь какое-то понятие, что делать дальше, как действовать и т.д.
Соответственно, если вы подаете эти возражения на акт, то они идут в материалы проверки, будут идти вместе с материалами. Потом, когда мы пойдем в суд, ваши возражения не пропадут просто так, они пойдут вместе с актом, с материалами проверки пойдут в суд. Так прописан Налоговый кодекс.
Следующий момент очень важный, который относительно недавно был включен в Налоговый кодекс. Это абзац 3 пункта 44.7 НКУ. Что здесь указано? «У разі якщо під час проведення перевірки платник податків надає документи менше ніж за три дні до дня її завершення…». Каждая проверка имеет свой срок, 5 дней как правило, 10 дней, то есть это самая распространенная. Так вот, если мы подаем документы, дополнительные или основные, меньше чем за три дня до ее окончания, или когда мы направляем эти документы по почте, у нас тоже есть такая возможность, они тоже меньше чем за три дня до дня завершения проверки приходят «… проведення перевірки продовжується на строк, визначений ст. 82 ПКУ». То есть срок проверки будет продлен. Вы должны понимать, что таким образом вы не просто даете меньше возможности налоговикам ознакомиться с этими документами. Вы должны понимать, что от них будет тоже соразмерное действие в виде продления сроков проведения этой самой проверки. То есть они все равно изучат эти документы.
И еще один момент, очень важный – это абзац 3 того же пункта 44.7 НКУ: «у разі якщо надіслані документи надійшли до контролюючого органу після завершення перевірки…» Такое может быть, вы отправили и на почте что-то произошло и, например, документы зашли на второй день после того, как проверка закончилась (например, проверка закончилась 10-ого, а документы приехали 11-ого). А ведь по правилам общения с судом, с ответчиком, с истцом, мы должны лишь вручить почтовой организации, а мы могли вручить лишь в 10-ый день, например, проверки. То есть формально мы отправили документы в последний день проверки, но прийдут они в налоговую не раньше чем завтра. Так вот, если документы были получены после завершения проверки «… контроюючий орган має право не приймати рішення за результатами перевірки та призначити позапланову документальну перевірку такого платника податків». Иметься введу назначить отдельную проверку. Если вы загрузили документами налоговиков, они могут, имейте введу, приехать на продленную проверку либо на повторную проверку в рамках вот этих эпизодов, документы по которым вы им предоставили в последний день или с пропуском уже срока.
***